Паломничество в Новый Афон 16 июня 2016 г.

Минуя горы и долины, ущелья, реки и стремнины, любуясь красотой безбрежной морской глади, мы, прихожане Свято-Георгиевского храма, подъезжали всё ближе и ближе к Благословенной земле Нового Афона.  Простояв минут сорок на Российско-Абхазской границе, и  ответив на незамысловатые вопросы пограничников, сидящих в своих неприступных пограничных будках-крепостях, оказались мы в другом царстве-государстве — в  Абхазии, в г. Новый Афон, некогда называвшемся Анакопией, который в конце 8— нач.9 века был столицей Абхазского царства.  Он раскинулся на самом берегу Чёрного моря, у подножия и по склонам двух живописных гор: Иверской и Афонской. Иверскую гору также называют Анакопийской либо Апсарской. В этих местах проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. От границы до самого подножия Иверской горы доехали на маршрутке, а там, уже пешком, поднялись  на верх, на высоту 345 м над уровнем моря, с молитвой  » Богородице Дево, радуйся » на устах.

3

Примерно в 4 в н.э. на вершине Иверской горы возникло хорошо укреплённое городище Анакопия. Здесь, окружённые мощной стеной, находились две башни, колодец и храм зального типа 6-7 вв. Развалины его сохранились до сих пор.

6

Храм издавна знаменит тем, что в нём на протяжении многих веков, начиная с 7 в., хранился нерукотворный образ Пресвятой Богородицы, неизвестно как и когда попавший на вершину горы. Рукописи рассказывают о множестве чудес и исцелений, связанных с этим образом. Гора названа в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, переданную со Свято-Пантелеимонова монастыря в Греции. Она хранилась в часовне, построенной монахами в 1913 г. на вершине горы.

7.

В 1924 г. вскоре после закрытия монастыря советской властью, одному из монастырских старцев, жившему на Иверской горе, было явление Пресвятой Троицы. После этого рядом с храмом на вершине открылся неиссякаемый источник чистейшей воды, обладающий целительной силой.                                                                                                                5..

Мы поставили свечи, написали записки, пропели тропарь и величание Пресвятой Богородице, полюбовались великолепной понорамой гор и окрестностей, выпили воды из источника, и спустились к другой святыне—источнику ап. Симона.

7..

На источнике ап. Симона Кананита набрали св.воды, а вот искупаться в нём не у всех не хватило духу, настолько ледяная вода, стоять о-о-чень трудно, ноги сводит.

4  5,,,

Выше источника есть пещера-грот,служившая в своё время местом обитания апостола, и туда ведёт крутая лестница из множества ступеней. Темно, только свечи горят, освещая лики святых. Все прикладываются к образу св. ап. Симона, выложенному на стене пещеры в технике мозаика. Подняться туда можно двумя способами—по крутым ступеням или в горку, но так или иначе, не заблудитесь -есть указатели.

5,              6.

К сожалению храм ап. Симона Кананита, где под спудом в алтаре находятся его мощи, был закрыт, нам осталось только сфотографироваться на его фоне.

8.

Храм расположен в ущелье реки Псырцха, по -абхазски означает «пихтовый родник». Он неоднократно реставрировался, но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем позднеё штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи.

6,

И, конечно, находясь на Афоне, невозможно не посетить Симоно- Кананитский мужской монастырь, эту жемчужину Черноморского побережья Кавказа, построенную русскими монахами в конце 19 в. из Свято-Пантелеимонова монастыря, что на Святой горе Афон в Греции. По имени монастыря окрестность была названа Новым Афоном. Местность, предназначенная для строительства, была дикой и пустынной.

5,,

Понадобились годы напряжённого труда, чтобы расчистить непроходимые заросли, срезать часть горы и укрепить склон, засыпать пропасти и, почти без помощи специалистов, воздвигнуть на скалах величественные храмы, освоить обширные земли для возделывания полезных культур. Монастырь состоял из двух частей: нижней и верхней. Внизу, на берегу моря, были построены: храм Покрова Божией Матери, гостиница для богомольцев, хозяйственные постройки, школа для абхазских мальчиков. На верху было здание 4-х угольной формы, в нём 5 храмов, под колокольней трапезная, рассчитанная на 1000 человек.

7,

В центре обители высится величественный Пантелеимовский собор, построенный в 1888-1900 годах по проекту архитектора Н. Никонова при участии настоятеля монастыря о. Иерона.

7.,.

Первый камень в фундамент собора заложил во время своего приезда сюда в 1888 г. император Александр 111. Царь прибыл на Новый Афон на пароходе. Там, где его встретил настоятель монастыря, была построена часовня, сохранившаяся до наших дней.  Его венчают 5 куполов, высота центрального 40 метров. Он построен в так называемом нововизантийском стиле. А тропу, по которой император прошёл пешком  от причала до монастыря,  монахи обсадили кипарисами и назвали «Царской аллеей». Роспись собора выполнена к 1914 г. артелью » Волжских богомазов» под рук. братьев Оловянниковых и группой московских художников под рук. Н. Малова и А. Серебрякова. При монастыре работали мастерские: живописи, швейная, часовая, переплётная, сапожная, литейная и др. Имелись две большие пасеки, винодельня, завод по производству оливкового масла, свечной, кирпичный, конский. Монахи посадили лимонные и мандариновые сады, оливковую рощу, выращивали сливы, лавровишню, орех фундук, кукурузу, картофель. В монастыре был ботанический сад с редкими экзотическими растениями. Вдоль дорог было посажено более 5 000 кипарисов. Всюду было прведено электричество и горячая вода.

Расположенный в центре города приморский парк своим появлением тоже обязан инокам. Перегородив Псырцху плотиной, чтобы соорудить гидроэлектростанцию, монахи осушили болота в речной долине и создали сложную систему из каналов и семи прудов. В прудах разводили зеркальных карпов, кефаль, карасей и белых лебедей. Над прудами выросли изящные арочные мостики, вдоль аллей посадили пальмы.

5.....

 

В 1902 г. здесь же, на реке, была построена одна из первых в Российской империи гидроэлектростанций, здание которой сохранилось по сей день. Для её постройки пришлось осушить болота и соорудить плотину со шлюзами и двумя водопадами.

4,..

Под ними были устроены обширные помещения, использовавшиеся как подвалы и холодильники. На плотине монахи построили мельницу , рядом пекарню. Вода по специальным каналам поступала в лесопильню, прачечную, на кирпичный завод, орошала сады.К 1917 г число братии достигло 730 человек.

6.,

В 1924 г. монастырь разделил трагическую судьбу множества других обителей: был закрыт » как очаг контрреволюционной пропаганды», позже в монастыре располагалась база отдыха, а в соборе—историко-краеведческий музей. В наше время возрождение монастыря началось в 1994 г. К сожалению, за один день не посетить всех святых мест Абхазии, надеемся в будущем восполнить этот пробел.

7,,,

 

 

 

(684)